Будущее Севморзавода под большим вопросом: сможет ли Россия спасти судостроение в Севастополе

После развала Союза в Севморзаводе до сих пор не могут построить даже один плавучий кран. В настоящее время постройка одного из них длится уже год, и до завершения ее до сих пор далеко. По словам специалистов, там наблюдается дефицит материалов, а также не готова проектная документация на 360 млн рублей. Также не хватает и рабочих рук для организации такой работы.

Действительно профессионалов своего дела там осталось лишь малое количество, часть которых уже давно покинула это место. Старожилы завода говорят, что кадры с материка приезжают сюда лишь для распила бюджета.

Благоустройством Крыма Россия смогла заняться лишь четыре года назад. В итоге за это время смогли поднять зарплаты местным учителям и врачам, а также начать реконструкцию «гигантов» местной индустрии. Одним из первых привести в порядок хотели как раз данный завод им. Орджоникидзе в Севастополе. Причем ранее это предприятие считалось поистине «гигантом» по постройке плавкранов. Российское правительство и ОСК тогда предоставили гарантии, что завод будет скоро восстановлен.

Напомним, что еще при СССР Севморзавод занимался плавкранами для всех Республик, а также их экспортом. Больше чем за полвека на предприятии смогли построить 72 самоходных полноповоротных плавкрана, чья грузоподъемность была до 500 тонн. Многие из них до сих пор активно работают в разных странах: Китае, Румынии, Кубе, Польше и других. Также этот завод производил и ремонт судов, по большей части военных. «Севастопольский морской завод» за эти годы выпустил и немало товаров для народа: сковородок, кастрюль и предметов мебели. Тогда на предприятии трудилось свыше 12 тысяч человек.
Однако уже в 80-е годы на заводе перестали производить капитальный ремонт оборудования, после чего их база так ни разу и не обновилась. Там до сих пор стоят те же самые станки, запчасти которых использовались еще при СССР.

В 90-х данный завод приватизировали, и в 1993 году на нем остановили выплаты зарплат работникам. Многих специалистов тогда пришлось прямо цехами отправлять в неоплачиваемый отпуск. Тогда-то и начался раздел предприятия менеджментом: потеря складской базы на площадке «Инкерман-2», судоремонтной площадки и других зон. В эти годы каким-то чудом заводу удалось сохранить лишь основную производственную площадку в Южной бухте.

Будущее Севморзавода под большим вопросом: сможет ли Россия спасти судостроение в Севастополе

Источник фото: forums.airbase.ru

По словам самых первых рабочих завода, действующий украинский лидер выкупил больше 50% акций предприятия, чтобы достроить заложенный еще давно плавкран-тримаран на 1200 тонн. Однако позже Порошенко якобы не захотел заниматься данным проектом, так он стал ему не интересен ни материально, ни с точки зрения имеющегося в стране оборудования для этих целей. Позже Порошенко хотел эту территорию отдать под яхтенную марину и застроить апартаментами, но осуществиться этому помешал начавшийся в стране кризис. Однако именно сейчас те крохи, что остались благодаря этому тогда, рискуют превратиться в пыль уже при новом статусе Крыма.

Больше 20 последних лет СМЗ удавалось существовать лишь за счет ремонта зарубежных и своих теплоходов. На заводе были попытки и построить кран: таким объектом предприятие должно было осчастливить Киев еще давно, однако не хватило средств для этих целей. Понтоны для будущих кранов были спущены на воду, но долгое время просто стояли у причала, пока уже РФ не нашла им применение. Специалисты завода почему-то не помнят о строительстве еще одного крана, который был сдан заказчику в 2004 году. Информация об этом содержалась в СМИ, однако сами работники этот факт отрицают. Идет речь про модель — ПК-400 «» грузоподъемностью 400 тонн, который якобы был выполнен по заказу «Газпрома». В настоящее время он до сих пор в строю, еще четыре года назад его начало использовать ПАО «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске. Через два года на данном предприятии собирались построить как раз еще нечто подобное.

К 2015 году из реальных производственников на предприятии осталось лишь человек 30, которые собирались под заказ. А так основу «Севморзавода» при вступлении вместе с Крымом в РФ стали составлять одни охранники и администрация.

В феврале 2015 года это предприятие было национализировано Сергеем Меняйло и преобразовано в городской ГУП. И уже позже его передали под управление ОСК под шефство «Звездочки». Только вот работники завода такие изменения восприняли не очень радужно. И уже летом текущего года имущественный комплекс предприятия передали в федеральную собственность. Осталось дело за малым – придумать, как модернизировать оборудование. По словам специалистов, «Звездочка» с этим не справилась – удалось закупить лишь отдельные плазморезы. Работники до сих пор ремонтируют своими силами остальные станки. У «Звездочки» лучше получилось с переподготовкой самих работников предприятия: многие освоили смежные специальности и повысили квалификации. И первый крупный заказ у предприятия случился лишь два года назад.

Будущее Севморзавода под большим вопросом: сможет ли Россия спасти судостроение в Севастополе

Источник фото: sdelanounas.ru

Тогда Севморзаводу поручили построить два понтона для строительства Крымского моста, с помощью которых перемещались арки пролетов переправы. Однако предприятие собрало данные понтоны из уже готовых, что были заказаны под речной тримаран еще в украинский период. Тогда никакого масштабного строительства не случилось: просто воедино скрепили два готовых понтона, стоявших у причала СМЗ. Сделать это удалось достаточно быстро, так как более 70% работы уже было выполнено. Однако и тогда специалисты буквально ночевали на предприятии, чтобы успеть в срок. Ведь рабочих рук предприятию, как известно, не хватает. Многих сварщиков и резчиков пришлось пригнать с материка, оплатив им жилье и предоставив хорошие зарплаты. Дополнительно руководство поговаривало о премиях, которые работники так и не увидели, несмотря на вовремя сданный заказ.

После этого Севморзавод покинула последняя бригада сварщиков и сборщиков, которые разочаровались и нашли хорошие места на Дальнем Востоке. А в администрации завода остались менеджеры с материка, не имеющие вообще никакого представления о судостроении, так как раньше с этим не сталкивались. И причем у них и зарплаты хорошие, и есть компенсация за аренду квартиры. Только вот на деле данный завод ничего так и не выпускает.

В итоге заработанное на понтонах быстро закончилось. После этого предприятию поступил еще один заказ – изготовить новый плавучий кран грузоподъемностью 400 тонн, который нужно сдать к весне 2020 года.

Сначала эта новость была радужно встречена в СМИ, а на самое предприятие завезли металл и сварщиков. Однако после такого громкого начала на площадке по сбору крана долгое время была лишь тишина – никакого строительства там не происходило. В настоящее время там до сих пор только варят сам корпус будущего крана. На заводе до сих пор дает о себе знать дефицит кадров. При имеющихся ста человек рабочих, для нужной производительности не хватает еще несколько сотен. А администрация обещает, что около 150 из них будет снова переброшена на данный объект с материка с большими зарплатами и проживанием.

Сначала на предприятии действительно надеялись, что такой заказ удастся реализовать. Однако уже позже заводчане осознали, что серийного выпуска ПК-400 «Севастополь» у СМЗ не случится. Сейчас завод надеется хотя бы на постройку еще одного такого многотонного крана. А вот что будет дальше – пока никому так и не ясно. Отдельные специалисты считают, что заказ так в конце концов и не выполнят, так как для постройки крана не хватает комплектующих. Неравнодушные надеются, что такой пессимизм экспертов вызван лишь усталостью от десятилетий безденежья при Украине, и этот завод еще действительно нужен.

Источник

Оставь свой отзыв:

Похожие сообщения