История великой аферы 90-х годов: печальная судьба огромной гостиницы «Одесса»

На протяжении многих лет на территории Морского вокзала в Одессе стоит брошенный всеми «гигант», который был построен под громким брендом сети Кемпински. Данная гостиница под названием «Одесса» представляет собой небоскреб, который так и не смог найти себе оператора, а также клиента.

И до сих пор остается загадкой, кому же именно был выгоден данный 19-этажный комплекс в пять звезд. Но чтобы это понять, нужно вернуться к истории Украины середины 90-х годов.

Во-первых, получив свою независимость Незалежная обрела целый скоп изменений в стране. Также она потеряла и жирный поток туристов, которые раньше активно ехали на ее курорты со всего государства. Туристов перестали интересовать данные места из-за открывшегося зарубежья. Для того чтобы вернуть этот поток, Киеву нужно было ввести какую-то новую концепцию отдыха.

Именно за этим руководство Одесского порта в 1996 году и обратилось в институт инженеров морского флота в Одессе. Тогда они попросили специалистов разработать такую концепцию. Ранее этот институт уже готовил кадров для управления торгового флота СССР как в пассажирском, так и в туристическом направлении.  Местная профессура была вдохновлена опытом Запада и предложила схему «аэропорт-гостиница-судно».

В Одессе имелись свои морской порт и аэропорт, также не было проблем с судами. Поэтому вопрос встал только за постройкой комфортной гостиницы, которая была бы достаточно вместима. К тому же именно такой гостиничный комплекс являлся главным звеном в концепции развития туристического бизнеса в данном порту. Именно этим и объяснялась тогда цель этого грандиозного строительства. В итоге руководство местного порта обратилось в украинское Министерство транспорта за разрешением на строительство и успешно получило его в 1998 году.

История великой аферы 90-х годов: печальная судьба огромной гостиницы «Одесса»

Источник фото: travelask.ru

Причем специалисты института прекрасно знали окупаемость подобных туристических объектов, а также их спрос у путешественников. На самом деле абсурдность самой схемы данной гостиницы в реалиях 90-х налицо, ведь для этого нужно было хорошо разбираться в туристической конъюнктуре крупного бизнеса тех времен. Когда распался Союз, круизы в линии Крым-Кавказ из-за возросших зарплат моряков и стоимости топлива стали популярными наравне со средиземноморскими. К тому же государства Черного моря порой стало опасно посещать из-за конфликтов, поэтому они перестали выдерживать конкуренцию. В связи с этим понятно, почему идея гнать такой крупный лайнер в Одессу из Средиземного моря, является настолько глупой.

Эксперты задаются вопросом, у кого же именно зародилась в голове эта идея, нацеленная больше на «процесс», чем на результат. Фирма-застройщик, имеющая опыт подобного строительства в украинской столице, взялась за сооружение объекта. Причем она должна была вложить в строительство 20% из общей суммы и найти оператора после окончания работ.

И эксперты считают это хитрым ходом, так как в данном случае неприбыльный объект заранее поручили будущему «потерпевшему», причем зарубежному. Застройщиком оказалась компания ООО «Бруклин-Киев», которой принадлежит более 40% всего объему услуг, которые оказывает порт. Его владельцем числился бизнесмен и экс-губернатор Одесской области Владимир Немировский. Причем эта личность давно уже была известна как «неординарная» своими наблюдениями за побоищами в центре города. Немировский при этом не упустил возможности поучаствовать в таком строительстве с грандиозным по тем временам бюджете в более чем 24 миллиона американских долларов, большая часть из которых была выделена из бюджета.

Владимир Немировский подсуетился также и о будущем операторе гостиницы, поскольку у него были хорошие связи в бизнес-сообществе. Немировский рассмотрел и выбрал для этой роли именно организацию Kempinski Hotels.

В итоге строительство гостиничного комплекса началось по тем времена по-настоящему активными темпами. Ведь за два года сделать готовым такой большой объект тогда было чем-то фантастическим.

История великой аферы 90-х годов: печальная судьба огромной гостиницы «Одесса»

Источник фото: rusvesna.su

И наконец, в 2001 году данная гостиница действительно была закончена и торжественно сдана. Причем ей тут же присвоили пять звезд и сделали вывеску Кемпински на фасаде. Только вот новый оператор недолго этому радовался, так как многие обещания так и не были выполнены. К примеру, территорию под объектом не включили в зону СЭЗ, к тому же сами работы во время стройки были проведены не на должном уровне. Спустя 14 лет после строительства, гостиница уже опять нуждалась в капремонте.

И тогда Kempinski Hotels решили по-тихому уйти из этого дела через 9 месяцев после открытия, расторгнув договор. А объект перешел к следующему хозяину — ООО «Цезарь», которое получило полный контроль над гостиницей с уже новым именем «Одесса».

Позднее «Цезарь» даже судился с ГП «ОМТП» по причине того, что они не пришли к согласию по совместному использованию данного имущества. И суд постановил решение о 49-летнем использовании «Одессы» обеими сторонами.

Однако в 2010 году к власти пришли регионалы, и для гостиницы наступили еще более трудные времена. Донецким приглянулся данный объект в центре города. По словам экс-министра транспорта Бориса Колесникова, гостиница была «оккупирована» мафией и государство с неё ничего не получало.

Тогда и было отменено соглашение 2005 года и возбуждено уголовное дело в отношении начальника порта Павлюка за то, что он растрачивал бюджетные деньги. Он сам в итоге получил амнистию и заплатил государству 700 тысяч гривен причиненного ущерба. Только гостиницу это все равно не спасло – она закрылась в 2011 году.

История великой аферы 90-х годов: печальная судьба огромной гостиницы «Одесса»

Источник фото: dumskaya.net

После ей уже никто не занимался, так как и для Украины начались тяжелые времена – революции и разрыв связей с Россией. В итоге «Одесса» до сих пор закрыта и не имеет каких-либо перспектив.

Эксперты говорят, что такие результаты также объясняются экономией средств при постройке этого объекта, из-за чего он вскоре опять нуждался в серьезном ремонте. По подсчетам, только на один проект требовалось около 15 млн гривен.

Тем не менее, заниматься этим стране все равно стало невыгодно, поскольку поле потери Крыма в Одессу стал идти крупный поток туристов. И туда в те времена шел не только скромный турист из стран СНГ, но и обеспеченные гости из-за рубежа. А использовать для них гостинцу «Одесса», которая уже скатилась до четырех звезд, было бы просто нерентабельно. Тем более в центре уже было много люксовых номеров, которые просто простаивали. Поэтому найти крупных инвесторов, которые захотели бы вложиться в это дело, тогда так и не удалось.

И по настоящее время «Одесса» стоит заброшенной словно некий летучий голландец из 90-х, будущее которого видится только печальным, ведь без ремонта объект с каждым годом все больше деградирует.

Источник

Оставь свой отзыв:

Похожие сообщения